Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Пациент не имеет право

мы имеем право!

С 2011 года можно выбрать понравившуюся поликлинику не только в родном городе, но и в любом уголке страны, причем независимо от прописки, об этом черным по белому написано в новом законе № 326-ФЗ. Раньше пациенты к поликлинике приписывались в основном по территориальному признаку, то есть по месту прописки или регистрации.

Теперь каждый человек сам решает, где получить полис и у кого лечиться. То есть каждый россиянин кроме поликлиники, может выбрать также лечащего врача и страховую компанию. Перейти можно не только в районное медучреждение, но также в ведомственную лечебницу и даже в частную клинику, которое входит в систему обязательного медицинского страхования.

В Департаменте здравоохранения разъяснили, что ни о каких доплатах при таком переходе со стороны пациента речи не идёт.

Поменять поликлинику хотят многие. И причины у всех разные. Одни пациенты недовольны «родной» лечебной частью, где им хамит участковый, другие не доверяют местным докторам, третьи хотят наблюдаться у конкретного специалиста, а кто-то просто переехал в другое место. Но по закону никаких конкретных причин для смены поликлиники не требуется. Одного желания гражданина вполне достаточно. Правда, поменять одного участкового на другого в той же поликлинике, или поликлинику в целом можно только раз в год. Исключение составляют случаи, когда человек переезжает на новое место жительства.

Пациент, который «разлюбил» своего врача или родную поликлинику, должен написать заявление главврачу этого учреждения о том, что больше не хочет быть прикрепленным к этому лечебному заведению. Второе заявление написать главврачу, выбранной поликлиники, о желании лечиться именно в его замечательной лечебнице. Лучше указать причину выбора, что уменьшит вероятность отказа. Ответ главврач должен дать письменный. Либо согласиться, либо отказать. Отказать могут по одной причине, если поликлиника переполнена, то есть на учете состоит и так много пациентов

Директор департамента обязательного медицинского страхования компании «Медстрах» Фрейлах Юрий Борисович сказал: «Чтобы поменять поликлинику надо написать заявление на имя главного врача выбранной лечебной организации, желательно указав причину перевода. Это каждый человек может сделать сам, без нашей помощи. В страховую компанию обращаются в случае отказа или если у пациента есть конкретные претензии к качеству обслуживания. Теперь лечиться бесплатно можно и в частных клиниках, чего раньше никогда не было. Только на практике все это заработает лишь со следующего года, после того, как коммерческие клиники, которые захотят работать в системе ОМС будут утверждены в этом списке наряду с городскими поликлиниками».

Страховые компании помогут человеку выбрать другую поликлинику. Страховщики подскажут об укомплектованности медперсоналом, о качестве и услугах, какие оказывают в том или ином лечебном заведении, и даже об их загруженности.

Человеку предоставили свободу выбора лечебного заведения, чем, собственно говоря, хотят повысить качество обслуживания в сфере медуслуг. Ведь средства лечебнице будут перечисляться непосредственно за количество прикрепленных к ней душ и за их лечение. Деньги рекой потекут за пациентом. Поэтому поликлиника будет бороться за каждого пациента. И по идее, отказывать при переходе из одной поликлиники в другую не должны. Главврачи заинтересованы в получении дополнительных финансовых средств.

Как пояснил GZT.RU первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения правительства Москвы Николай Плавунов, «реализация права граждан, застрахованных по обязательному медицинского страхованию в Москве, на выбор лечебного учреждения, которые входят в систему ОМС столицы осуществляется на основании письменного заявления на имя главного врача в соответствии с ресурсными возможностями учреждения: мощностью, укомплектованностью, медицинскими кадрами.

Все заявления пишутся в свободной форме. Постепенно, будут разработаны процедуры, возможно, что появятся и формы заявлений, а также формы их учета. Пока пациенту придется самому получать свою медкарту и относить ее в избранную им новую поликлинику. Другое дело как эта работа будет организована на деле. Скорее всего, что пациенты некоторое время будут сталкиваться с неразберихой и отсутствием общих правил. «Регламенты по московским поликлиникам в связи с заменой прикрепления еще только разрабатываются. Так что, возможно, истину установят „методом проб и ошибок“,— сказала пресс-секретарь Департамента здравоохранения правительства Москвы Инга Токманцева.

Поликлиника или врач могут отказать пациенту в прикреплении в связи с высокой загруженностью. Тогда стоит попросить от главврача «отказавшей поликлиники» письменный отказ. С ним обратиться в районный отдел здравоохранения или в управление округа, в департамент по здравоохранению, страховую компанию. Там проверят, действительно ли в клинике больше нет мест и допустимо ли сделать исключение для вас. В некоторых случаях страховая компания может повлиять на решение главврача. Например, если человек ранее уже лечился в этой поликлинике, сменил место жительства, но хочет продолжать лечение у знающих его врачей. Или, если переехал, не меняя прописки. Здесь к обращению в страховую компанию стоит приложить либо копию свидетельства о временной регистрации, либо письмо в свободной форме от собственника квартиры, в которой он теперь живет.

Не останутся ли жители поликлиники, откуда часть пациентов ушла в другую поликлинику без медпомощи? Как пояснили GZT.RU, «переход части населения из одной поликлиники в другую на качество организации и оказания медицинской помощи не влияет, как и на сокращение врачей, и к закрытию амбулаторно-поликлинического учреждения не ведёт». Хотя понятно, что поликлиника и врач, получившие дополнительных пациентов будут получать за них и средства на медпомощь.

В этом году появится и еще одно новшество. С 1 мая начнут выдавать страховые медицинские полисы нового образца. Но это не значит, что надо срочно бежать менять старые полисы на новые. Старые будут действительны ещё несколько лет. Но если человек выбрал новую страховую организацию, придется полис заменить. Но, пока по старому полису, как и по новому, можно спокойно получить медпомощь в любом уголке страны, если, не дай Бог, кто-то заболел в командировке или в отпуске.

Новый единый полис будет действовать на всей территории страны, и давать право на получение стандартного набора медуслуг.

Пока сведениями о количестве пациентов, сменивших поликлиники или врачей внутри одной поликлиники, департамент здравоохранения не располагает.

Алгоритм действий при выборе «новой» поликлиники:

1. Выбрать поликлинику. Это может быть любое лечебное учреждение страны, которое входит в систему ОМС.
2. Написать заявление в новой поликлинике. Если дадут положительный ответ, то в старую поликлинику обратиться с просьбой об откреплении.
3. Если в выбранной поликлинике нет мест, но очень хочется туда попасть, стоит обратиться в департамент здравоохранения, в управление здравоохранения округа или в страховую компанию.

7 прав пациента, которые полезно знать каждому

Законы крепкого здоровья

Медицинская помощь должна быть качественной и доступной. Так написано в Конституции. Но на практике добиться обещанных государством качественных услуг бывает сложно. На примерах объясняем, когда и как отстаивать свои медицинские права.

провела диагностику законов